Статья президента Ассоциации «Промжелдортранс» А.И.Кукушкина. «РЖД-партнер», 12 марта 2019.

Статья, посвященная актуальной проблеме содержания 10-метровой зоны железнодорожных переездов, опубликована на портале «РЖД-партнер». Автор — руководитель МГАО «Промжелдортранс», президент СРО Ассоциации «Промжелдортранс» А.И.Кукушкин.

http://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/opinions/spory-o-metrakh/?sphrase_id=49192

 

Споры о метрах

Вопрос о том, кто должен содержать 10-метровую зону переездов, поставлен уже давно. Сейчас эта обязанность ложится на владельцев железнодорожных путей. И хотя определенные изменения в законодательство уже предложены, вопрос остается нерешенным до сих пор, что крайне негативно сказывается на финансовом положении предприятий промышленного транспорта и мешает им развиваться.

 

В последнее время ведется планомерная работа для решения наболевшей проблемы по урегулированию разногласий в вопросах содержания и ремонта железнодорожных переездов (статья 21 федерального закона № 257 от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»).
Разногласия между владельцами автомобильных дорог и владельцами железнодорожных путей продолжаются не первый год. Между тем от состояния и технической оснащенности железнодорожных переездов зависит безопасность всех участников дорожного движения. По данным РЖД, в 2018 году на переездах произошло 259 ДТП, в результате которых пострадали 175 человек.

И главной болевой точкой здесь является распределение обязанностей по содержанию участка автомобильных дорог при отсутствии шлагбаума на расстоянии 10 м от ближайшего рельса по пути следования. Статья 21 № 257-ФЗ содержать этот участок обязывает владельцев железнодорожных путей.

На протяжении нескольких лет представители СРО «Ассоциация «Промжелдортранс» вносили в Министерство транспорта РФ предложения об изменении данной статьи и приведении ее в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

В соответствии с действующим законодательством финансовые затраты на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения осуществляются из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета соответственно. На практике владельцы железнодорожных путей необщего пользования, являясь частными собственниками, вынуждены содержать участки этих автомобильных дорог за счет собственных, не заложенных в доходную часть средств.

Эти расходы становятся дополнительным бременем для владельцев путей необщего пользования. Ведь на содержание 10-метровой зоны переездов инвестиции не предусмотрены, собственно, как и не определены источники финансирования.

По инициативе нашей Ассоциации Минтрансом России был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 21 федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В течение 2018 года был проведен ряд конструктивных совещаний под председательством первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова. На них был достигнут консенсус в выработке формулировки изменения в статью 21 № 257-ФЗ.

Согласно предложенному варианту, обязанности по содержанию проезжей части в границах железнодорожных переездов до начала шпал ближнего рельса или начала резинокордового покрытия по пути следования возлагаются на владельцев автомобильных дорог. Документ подготовлен Департаментом государственной политики в области дорожного хозяйства совместно с Департаментом государственной политики в области железнодорожного транспорта. Таким образом, в нем полностью отражена позиция Минтранса России.

Это компромиссно-справедливое решение, при котором железнодорожники и автодорожники будут обязаны содержать железнодорожные переезды в зоне своей ответственности: в пределах железнодорожных путей и автомобильной части железнодорожного переезда соответственно.
Хочется отметить, что проблема переездов – это один из немногих, к сожалению, примеров, когда совпали интересы владельцев путей необщего пользования и ОАО «РЖД». Совместно со специалистами РЖД была проведена большая работа.

В начале 2019 года Минтранс России в соответствии с существующей процедурой предложил проект документа для оценки регулирующего воздействия (ОВР). А уже 13 февраля 2019-го Министерство экономического развития РФ подготовило полностью отрицательное заключение. Основным аргументом для принятия такого решения стал риск того, что законопроект приведет к увеличению расходов региональных и местных бюджетов на содержание участков дорог на расстоянии 10 м от ближайшего рельса по пути следования. Кроме того, в заключении говорится, что проект вводит избыточные административные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности.
Такое решение Минэкономразвития России вызывает целый ряд вопросов. Например, если внимательно посмотреть на список организаций, давших свои отзывы в процессе публичных консультаций, мы увидим, что там представлены только региональные министерства и государственные компании. Таким образом, при анализе никак не учтено мнение бизнеса, а конкретно – владельцев путей необщего пользования. Между тем именно они сейчас несут расходы по содержанию железнодорожных переездов.
В результате вопрос, непосредственно затрагивающий интересы десятков предприятий, так и остался нерешенным.

В то же время последние инициативы государства направлены на то, чтобы снизить регуляторное давление на бизнес. В январе 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что экономический рывок будет возможен, если власти снизят нагрузку на бизнес и пересмотрят требования к предпринимателям. По его словам, в первую очередь нужно пересмотреть требования к бизнесу в наиболее зарегулированных секторах, к которым относится и транспорт.

В случае с содержанием железнодорожных переездов речь идет не просто об избыточном регулировании, а о нарушении принципа равенства всех форм собственности. Промышленный транспорт вынужден нести необоснованные расходы, что реально ставит некоторые предприятия на грань банкротства.
Определенный оптимизм вселяет тот факт, что проблемы предприятий промышленного железнодорожного транспорта все-таки решаются. Так, точка поставлена в процессе урегулирования разногласий по другому важнейшему вопросу – оснащению железнодорожных переездов специальными техническими средствами. Речь идет о той же статье 21 № 257-ФЗ. Изменения приняты и вступят в силу 27 марта.

Согласно внесенным в законодательство изменениям, исключена обязанность владельцев железнодорожных путей необщего пользования оборудовать железнодорожные переезды специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений.

Надеемся, что вопрос о содержании 10-метровой зоны железнодорожных переездов также будет решен с учетом наших предложений.

Автор: Александр Кукушкин, президент СРО «Ассоциация «Промжелдортранс», генеральный директор АО «МГАО Промжелдортранс»