Создание равных условий землепользования повысит конкурентоспособность отрасли в целом.
Проблемы землепользования, о которых уже много говорилось, по-прежнему остаются для нас наиболее актуальными.
Подготовлен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие нормативные акты в части снижения налога на земли ППЖТ с 1,5 до 0,3% и установления ставок арендной платы за землю на федеральном уровне (как для ОАО «РЖД»). Обсуждение проекта проходило на самом высоком уровне, в том числе и в Правительстве РФ. Единственным ведомством, которое нас поддержало, оказался Минтранс России. Главным оппонентом оказался Минфин. Вот их доводы: «Согласно статье 15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам. И на каждом уровне властные органы вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов должно быть сведено к минимуму. Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления».
Точку зрения Минфина также разделяют Минрегион и Минэкономразвития, которые солидарны в том, что все вопросы земельных отношений для ППЖТ и портов уже урегулированы постановлением правительства об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако на деле при определении арендной платы за такие участки основные принципы (экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений), заявленные в указанном постановлении, практически не реализуются.
Кроме того, считаем, что необходимо продолжить работу по регистрации права собственности РФ на земельные участки ППЖТ, что позволит минимизировать плату за землю. Следует исходить из того, что приватизация ППЖТ происходила в период действия ФЗ «О разграничении собственности на землю». В статье 3 закона установлено, что земельные участки, расположенные под приватизированным недвижимым имуществом, являются собственностью Российской Федерации, если до приватизации это имущество являлось федеральной собственностью.
Но необходимо принять во внимание и положения статьи 2 закона «О железнодорожном транспорте в РФ». А в ней установлено, что полоса отвода железных дорог – это земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, занятые железнодорожными путями и станциями, другими сооружениями, обустройствами или предназначенные для них и т.д. В то же время согласно закону «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» полоса отвода железных дорог относится к землям федерального значения.
Надо отметить, что наши предложения в основном находят понимание и поддержку Минтранса России и Минэкономразвития, но в то же время нетрудно догадаться, что в том же Министерстве транспорта ввиду отсутствия там специалистов по промышленному транспорту далеко не все вопросы в сфере деятельности ППЖТ могут быть разрешены в полном объёме.
На мой взгляд, выработке наиболее эффективных решений на уровне министерства будет способствовать принятый нашей ассоциацией статус саморегулируемой общественной некоммерческой профессиональной организации на промышленном транспорте. Главное преимущество СРО состоит в том, что для получения соответствующего допуска к определённым видам работ участникам предоставляется возможность сформировать более качественные и в большей степени соответствующие реальности требования в разрабатываемых СРО документах, устанавливать критерии оценки своей деятельности и принимать решения о коллективной финансовой ответственности. И теперь для выполнения нами функций саморегулируемой организации необходимо включить в закон «О железнодорожном транспорте в РФ» положения, позволяющие осуществлять деятельность в соответствии с законом о саморегулируемых организациях.