Газета «Гудок». Неоднородный подход. Тарифы на предприятиях «Промжелдортранса» отличаются в разы

Регулирование тарифов на работы и услуги, оказываемые на железнодорожных путях промышленного транспорта (ППЖТ), необходимо совершенствовать, и решение данной задачи будет способствовать упорядочению отношений в сфере перевозок и повышению качества транспортных услуг, рассказывает Александр Кукушкин.

– Александр Иванович, в чём заключается совершенствование тарифообразования?

– Постановлениями правительства, вышедшими в 1995 и 2001 годах, право вводить регулирование тарифов на транспортные работы и услуги, оказываемые ППЖТ, предоставлено органам исполнительной власти субъектов Федерации.

К сожалению, это «право» на местах реализуется по-разному, далеко не всегда и везде тарифное регулирование осуществляется на должном уровне. В ряде случаев тарифы вообще не регулируются, а являются результатом соглашений сторон.

При расчётах тарифов применяются методические рекомендации, разработанные и утверждённые Минтрансом по согласованию с Минэкономразвития в 2001 году, а также
методические тарифные рекомендации, разработанные Минэкономики ещё в 1997 году.
На основе этих рекомендаций местные ценовые органы субъектов Федерации утверждают методические указания, обязательные для исполнения. Проблема в том, что зачастую разработка последних производится некомпетентными в области промышленного железнодорожного транспорта лицами.

– Каким, на ваш взгляд, образом стоит изменить существующую практику?

– Анализ многолетней практики работы ППЖТ показывает, что существующая система тарифного регулирования несовершенна. Иногда при согласовании тарифов на услуги ППЖТ регулирующими органами оказывается давление, никакие расчёты во внимание не принимаются, а устанавливаемый уровень рентабельности не позволяет обеспечить доходность предприятия. Себестоимость выполняемых услуг в результате постоянного роста цен на топливо, материалы, электроэнергию и на услуги сторонних организаций значительно превышает себестоимость услуг, включаемых в регулируемый тариф.

Кроме того, изменения в Налоговом кодексе и других нормативных актах, создавших неравные условия при налогообложении имущества и земель железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, а также условий землепользования ведут к удорожанию услуг ППЖТ, выполняющих начально-конечные операции, и снижению привлекательности железнодорожных перевозок по сравнению с другими видами транспорта. Рост тарифов на услуги по этим причинам достигает в отдельных регионах 30%. И это всё ложится бременем на потребителей наших услуг.

– Есть ли конкретные предложения?

– При расчёте и утверждении тарифов важно определить и обеспечить конкурентоспособность предприятия и необходимый уровень рентабельности.

Цены на услуги должны покрывать все издержки и обеспечивать получение достаточной прибыли, позволяющей восполнить затраты, обеспечить содержание, ремонт и обновление транспортных и технических средств, решить социальные вопросы и т.д.

Ассоциация «Промжелдортранс» предлагает внести изменения в статью 8 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ.
Суть изменений такова: субъекты Федерации вправе осуществлять регулирование тарифов, сборов и плат на работы (услуги) на железнодорожном транспорте необщего пользования, включая перевозки по железнодорожным путям необщего пользования без выхода на железнодорожные пути общего пользования и другие услуги, в соответствии с законодательством региона.

Такие тарифы, сборы и платы устанавливаются на основе себестоимости работ (услуг) и уровня рентабельности, обеспечивающего полное возмещение затрат организаций железнодорожного транспорта необщего пользования.

При этом обеспечивается экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности по перевозкам или выполнению непосредственно связанных с перевозкой работ (услуг) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Установление тарифов, сборов и платы ниже экономически обоснованного уровня допускается при условии обязательного возмещения за счёт средств бюджетов регионов, в полном объёме возникающих в результате такого установления потерь в доходах субъекта регулирования».

– Ваше предложение уже рассматривалось на уровне исполнительной или законодательной власти?

– Это предложение было поддержано Минтрансом, будем надеяться, что оно найдёт отражение в законе о железнодорожном транспорте.

Весной этого года в Государственную думу был внесён проект федерального закона № 200871-5 «Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных монополий».

Принятие этого закона позволило бы обеспечить единство подходов к государственному регулированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта на всей территории страны.

Ассоциация «Промжелдортранс» в целом одобрила представленный проект, но, к сожалению, он не был поддержан Минэкономразвития России, которое сочло существующую нормативную базу в части тарифного регулирования вполне достаточной.

Роман Мартынов

Источник